Страничка дефектолога
Учитель- дефектолог
Онацкая Юлия Викторовна
Рекомендации родителям ребенка с СДВГ
В России синдром дефицита внимания стал диагностироваться не более десяти лет назад, вслед за появившимися работами европейских и американских исследователей. СДВГ и его лечение вызывает много споров начиная уже с 1970 годов.В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Одни считают, что СДВГ не существует вообще, другие верят, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния. Многие не согласны с тем, чтобы для лечения СДВГ использовались стимулирующие препараты.
СДВГ чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек колеблется от 3:1 до 9:1, в зависимости от критериев диагноза, методов исследования и групп исследования (дети, которых направили к врачу; школьники; население в целом). От этих же факторов зависят и оценки распространенности СДВГ (от 1-2% до 25-30%). По некоторым данным, распространенность синдрома среди младших школьников составляет порядка 10-15%, у мальчиков он встречался в 2,8-3 раза чаще, чем у девочек.
Что такое СДВГ?
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - самое распространенное психоневрологическое расстройство. СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате - заниженной самооценки.
Основные проявления СДВГ включают нарушения внимания (дефицит внимания), признаки импульсивности и гиперактивности. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на долгие годы, служа благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.
Что такое дефицит внимания?
К нарушениям внимания относятся, в частности, трудности его удерживания (несобранности), снижение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми переключениями с одного занятия на другое, забывчивость и т.п.
Что такое гиперактивность?
Выраженность гиперактивности среди детей с СДВГ варьирует и она наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства.
Что такое импульсивность?
Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав; в классе во время уроков выкрикивает ответ, не дослушав вопроса; перебивает других; бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги).
Как в СДВГ сочетаются дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность?
Синдром дефицита внимания был впервые описан в 1902 году, а первый отчёт о медикаментозной терапии психостимулирующими препаратами был опубликован в 1937 году. Поначалу, из-за ярко выраженных неврологических признаков нарушение получило название ММП - минимальные мозговые повреждения. Позднее, когда не было выявлено анатомических повреждений мозга, его переименовали в ММД - минимальные мозговые дисфункции. С 1980 года название синдрома основывается на DSM - международной психиатрической классификации.
По DSM IV выделяют три типа СДВГ:
Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая форма СДВГ.
Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики.
Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ.
Когда обращаться к специалистам?
Поводом для обращения к специалистам могут быть приведенные ниже проявления. Детям дошкольного возраста диагноз СДВГ при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребенком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.
Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-IV (1994)
(1) Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев:
НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращённую к нему речь.
Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
(2) Из перечисленных ниже признаков гиперактивности и импульсивности по крайней мере шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев:
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
Часто бывает болтливым.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до семи лет.
Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).
Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.
В случаях полного соответствия наблюдаемой клинической картины за последние шесть месяцев одновременно разделам (1) и (2) перечисленных критериев ставится диагноз сочетанной формы СДВГ.
Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (1) при частичном соответствии критериям раздела (2), то ставится диагноз «СДВГ с преимущественными нарушениями внимания».
Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (2) при частичном их соответствии критериям раздела (1), то используется диагностическая формулировка: «СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности».
Оказывается, более половины детей, страдающих этим расстройством, продолжают страдать им и в зрелости. В 30-70 % случаев симптомы СДВГ переходят и во взрослый возраст. Многие взрослые, у которых данная проблема не была выявлена в детстве, не осознают, что именно это и есть причина их неспособности сохранять внимание, трудностей в изучении нового материала, в организации пространства вокруг себя и в межличностных отношениях.
При подготовке статьи использовался материал с сайта http://adhd-kids.narod.ru/index.html
14.02.2011
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы (наследственность), особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т.д.Оптимальный возраст - 4-5 лет, когда уже можно объектизировать наличие расстройства внимания. В более раннем возрасте трудно определить СДВГ, но современные методы позволяют раннюю диагностику.
Чем раньше будет выявлен СДВГ и начнётся его коррекция - тем лучше. Своевременно принятые меры помогут ребёнку в трудовой и социальной деятельности (в учёбе и поведении в школе, дома, с окружающими), а также помогут сохранить его самооценку. Поэтому если вам кажется, что с ребенком что-то не так, доверьтесь своему инстинкту и проконсультируйтесь со специалистом.
СДВГ чаще встречается у мальчиков. Одной из возможных причин считают то, что обычно девочки менее гиперактивны, чем мальчики, а следовательно у них может больше встречаться дефицит внимания без гиперактивности - тип СДВГ, который труднее выявить.
Диагноз могут поставить только специалисты: психиатр или невролог (психоневролог). В процессе диагностики обычно используются опросники родителей и педагогов, наблюдение, тестирование, медицинские проверки и т.д. Помощь ребёнку разрабатывается на индивидуальной основе и включает психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, а при необходимости и лекарственную терапию.
Медикаментозное лечение имеет, как правило, симптоматическое действие, иногда его проводят годами, продолжая и в юношеском периоде, и во взрослом. Подавление симптомов облегчает интеллектуальное и социальное развитие ребенка, но не лечит сам СДВГ.
СДВГ - не болезнь, и никакими методами и таблетками его не вылечить! Но можно научить ребёнка преодолевать симптомы СДВГ и жить в мире с собой и обществом.
Выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений СДВГ и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом подход должен быть комплексный и сочетать в себе: работу с родителями, работу со школьными педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение.
Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:
Нормализация обстановки в семье ребенка. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.
Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации и развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков.
Установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях СДВГ, эффективных методах работы с гиперактивными учениками.
Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счёт усвоения им новых навыков, достижений успехов в учёбе и повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.
http://adhd-kids.narod.ru/index.html
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ РЕБЕНКА С СДВГ
В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью можно свести к следующим:
В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели". Подчёркивайте его успехи и поощряйте его усилия, особенно во всех видах деятельности, требущих концентрации внимания, даже если результаты далеки от совершенства. Это укрепляет уверенность ребёнка в собственных силах и повышает его самооценку. Поощрение желательного поведения может быть не только словесным, но и материально ощутимым: можно поощрять ребёнка наклейками, вырезанными из бумаги звёздочками, нарисованными смеющимися мордочками и т.п., а при наборе определённого их количества – вознаграждать.
Старайтесь реже говорить "нет" и "нельзя" – лучше попробуйте переключить его внимание.
Разговаривайте с ребёнком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
Давайте ребёнку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
Не давайте ребёнку длинных указаний и не читайте долгих нотаций – он вас просто не выслушает до конца.
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Поддерживайте дома четкий распорядок дня.
Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в оживлённых местах оказывает на такого ребёнка чрезмерно возбуждающее воздействие.
Во время игр ограничивайте ребёнка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Невозможно и не следует подавлять повышенную двигательную активность – направьте её в нужное русло. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры, особенно такие, которые одновременно развивают внимание (например, физические упражнения, когда вы показываете одно, а говорите другое, и ребёнок должен следовать только указаниям).
Поощряйте сильные стороны ребенка. Помогите ребенку стать знатоком и виртуозом в каком-либо деле (музыка, шахматы и т.д.), которое ему интересно и лучше даётся. Любые знания, умения и увлечения поднимут его самооценку и рейтинг в глазах других детей.
Больше играйте с ребёнком: через эту самую близкую и понятную ему деятельность вы многому сможете его научить.
Работайте в постоянном контакте с педагогом.
Разберитесь в своих чувствах. Столкнувшись впервые с учебными проблемами своего ребёнка, родители обычно испытывают целую гамму противоречивых чувств: недоверие, разочарование, чувство вины, ощущение несправедливости. Справиться со своими эмоциями - ваша первая задача.
Прочтите всё, что можете достать о той проблеме, с которой вы столкнулись. Поговорите со специалистами. Проблема возникла не вчера, по ней уже накоплено достаточно наблюдений, выводов и методик. Ознакомьтесь с ними и выберите то, что наиболее подходит для вас и вашего ребёнка.
Конечно, не следует воспринимать эти советы как универсальный рецепт для всех. Каждый ребёнок своеобразен. Это лишь общая схема. А конкретные советы надо получить у профессионального невропатолога или психоневролога.
http://adhd-kids.narod.ru/index.htm
Поведение ученика |
Предлагаемое решение |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Организация пространства в классе |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Легко отвлекается на посторонние действия в классе или на происходящее в коридоре школы или за окном. |
Посадите ученика впереди или в центре класса, подальше от того, что может его отвлечь. |
|
|||||||||||
Дурачится в классе, чтобы привлечь к себе внимание. |
Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом для подражания. |
|
|||||||||||
Не осознает личного пространства; тянется через парту, чтобы поговорить или дотронуться до других учеников. |
Увеличьте расстояние межды партами. |
|
|
|
|
|
|||||||
Задания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Неспособен завершить работу в заданное время. |
Дайте ему дополнительное время на выполнение поставленного задания. |
|
|
||||||||||
Хорошо начинает выполнять задание, но к концу качество работы ухудшается. |
Разбивайте длинные задания на части; давайте более короткие задания или устанавливайте более короткие периоды работы. |
||||||||||||
Ему трудно следовать указаниям. |
Объединяйте письменные указания с устными. |
|
|
|
|
|
|||||||
Отвлекаемость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Неспособен долго удерживать внимание во время обсуждения учебного материала и/или конспектирования. |
Попросите одноклассника помогать ему конспектировать; задавайте ученику вопросы, чтобы поддержать его участие в уроке. |
||||||||||||
Жалуется, что на уроках ему скучно. |
Старайтесь вовлечь ученика в ведение урока. |
|
|
|
|
|
|||||||
Легко отвлекается. |
Незаметно для других подайте ему знак вернуться к заданию. |
|
|
|
|
||||||||
Сдает работы с ошибками, сделанными по невнимательности. |
Дайте ему 5 минут для проверки домашней или контрольной работы перед тем, как ее сдать. |
||||||||||||
Поведение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Часто ведет себя вызывающе. |
Игнорируйте незначительные проявления неуместного поведения. |
|
|
|
|||||||||
Неспособен понять главное в уроке или задании. |
Помогайте ему сразу понять, что из чего следует, и сразу хвалите за правильные догадки. |
|
|||||||||||
Выкрикивает ответы или перебивает других. |
Реагируйте на верные ответы только когда ученик поднял руку и вы его вызвали. |
|
|
||||||||||
Нуждается в поощрении. |
Периодически передавайте родителям сообщения о его успехах. |
|
|
|
|||||||||
Нуждается в долгосрочной помощи для улучшения поведения. |
Заключите с ним соглашение по вопросам поведения. |
|
|
|
|
||||||||
Организация / Планирование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Нет порядка в бумагах. |
Порекомендуйте ему папки с разделами. |
|
|
|
|
|
|||||||
Забывает, что задано на дом. |
Пусть ученик ведет записную книжку (дневник); следите за записью домашних заданий. |
|
|||||||||||
Теряет книги. |
Пусть дома у ученика будет дополнительный комплект книг. |
|
|
|
|
||||||||
Неусидчивость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Должен все время двигаться. |
Посылайте его по разным поручениям или позволяйте ему иногда вставать во время работы. |
||||||||||||
Ему трудно сосредоточиться на длительные промежутки времени. |
Делайте короткие перерывы между заданиями. |
|
|
|
|
|
|||||||
Настроение / Общение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Не понимает норм социального поведения. |
Поставьте перед учеником цели, связанные с социальным поведением, и применяйте систему вознаграждений по мере достижения этих целей. |
||||||||||||
Не имеет навыков совместной работы с другими. |
Поощряйте учебные задания, требующие взаимодействия учеников. |
|
|
|
|||||||||
Соученики его не уважают. |
Давайте ему особые поручения в присутствии его одноклассников. |
|
|
|
|||||||||
Неуверенность в себе. |
Хвалите ученика за хорошее поведение и работу; предоставляйте ему возможность играть роль лидера. |
||||||||||||
Находится в одиночестве или замкнут в себе. |
Поощряйте его взаимодействие с соучениками; планируйте коллективные виды работы под руководством учителя. |
||||||||||||
Легко отчаивается. |
Чаще хвалите его за правильное поведение и хорошую работу. |
|
|
|
|||||||||
Легко раздражается. |
Поощряйте ученика обходить стороной раздражающие ситуации; часто беседуйте с учеником. |
http://adhd-kids.narod.ru/
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка инстаграм