Страничка логопеда

Учитель- логопед

Оздоба Наталья Анатольевна

 

 Как выявить и исправить недостатки звукопроизношения

Три основных этапа по исправлению недостатков произношения. Этап первый- подготовительный 


 

 КАК ВЫЯВИТЬ И ИСПРАВИТЬ НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Дошкольники не всегда овладает правильным произношением звуков не только к пяти, но и к шести годам. Зачастую причинами отставания являются не возрастные особенности развития детской речи(физиологическое косноязычие), а отклонения в строении артикуляционного аппарата, недостаточная подвижность отдельных его органов(губ, языка, нижней челюсти) , недостаточный уровень развития фонематического восприятия (ребенок не различает на слух отдельные звуки, смешивает их).

Прежде чем приступать к исправлению недочетов звукопроизношения, необходимо выяснить, какие звуки ребенок произносит неверно и в чем выражается этот недостаток. При обследовании в первую очередь проверяется произношение звуков ш,ж,ч,щ (группа шипящих), с,сь,з,зь,ц (группа свистящих), р,рь,л,ль. Чаще всего недостатки произношения этих звуков имеют место у детей старше дошкольного возраста.

Недостатки звукопроизношения могут выражаться в искажении звуков (звук есть, но произносится неверно, например, с произносится с неприятным на слух присвистом); в замене одного звука другим (шапка- "сапка", рак-"лак"), в пропуске звуков ( школа- "кола", лопата- "опата"); в смешивании звуков (в одних словах произносится правильно, в других заменяется): шуба,, но "коска" (кошка); рыба, но "клыска" (крышка).

Чтобы выявить у ребенка недостатки звукопроизношения, предложите ему прочитать стихотворение, пересказать сказку, рассказ. Внимательно вслушивайтесь в речь ребенка, попытайтесь установить, какие звуки произносятся неправильно.

Более детальное обследование состояния звукопроизношения проводится с помощью предметных картинок, названиях которых проверяемые звуки находятся в разной позиции. Например, для проверки произношения звуков с, сь, з, зь, ц; ш, ж, ч, щ; л, ль, р, рь можно использовать такой набор картинок: санки, капуста, автобус, селедка, осел, гусь; замок, коза, зебра, корзина; цветок, солнце, огурец; шапка, кошка, душ; жук, ножницы, еж; чашка, очки, ключ; щенок, клещи, плащ; ложка, пила, вол, лиса, слива; ручка, барабан, самовар, редиска, курица, букварь. При обследовании попытайтесь определить причину неправильного произношения (трудности в артикуляцииили нарушения фонетического восприятия).

Чаще дети неправильно производится какой то один звук или же целую группу звуков, например всю группу шипящих, и лишь иногда отдельные звуки из разных групп, например звуки л и ц. Обычно нарушения в произношении твердого согласного сопровождаются искажением его мягкого варианта. Наршения произношения внутри одной онетической группы (например, неправильное произнесение звука ш из группы шипящих) часто сопровождаются дефектами произношения других звуков данной группы (ж, ч, щ). Поэтому при проверке звука ш или звука с обязательно обратите внимание на то, как ребенок произносит другие шипящие и свистящие звуки. Обязательно уточните, во всех ли словах малыш неправильно произносит проверяемый звук; каков характер нарушения ( данный звук заменяется другим, опускается, искажается, смешивается с такими- то звуками); может ли он произносить за вами тот звук, который он не произносит во фразовой речи, в отдельных словах.

Подобная проверка необходима, чтобы выбрать такие формы работы, которые кратчайший срок помогут устранить дефекты звукопроизношения. Так, если ребенок опускает звук р (произносит слово сорока как "соока"), сначала надо вызвать (получить) его, а затем закрепить в слогах, слова и ввести в речь.

При неустойчивом произношении звука (в одних словах он произносится верно, в других нет) или когда ребенок правильно произносит звук в изолированном виде, работа по его постановке отпадает. В этих случаях надо только уточнить произношение звука, а затем закрепить в словах и фразовой речи.

При замене одного звука другим, кроме занятий, направенных на постановку звука ( получение изолированного звука), закрепление и введение в речь, необходимо одновременно проводить работу по различению вновь полученного звука и звука- заменителя. Например, при замене звука ш звуком с ("коска" вместе кошка) надо провести ряд упражнений, направленных на то, чтобы научить ребенка различать звуки с и ш.

Если звук произносится искаженно, следует выработать такое положение органов артикуляционного аппарата, при котором достигается правильное произношение. Затем звук закрепляется в слогах, словах и вводится в речь.

 К началу страницы

 

 

ТРИ ОСНОВНЫХ ЭТАПА ПО ИСПРАВЛЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ. ЭТАП ПЕРВЫЙ- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Работа по исправлению недостатков звукопроизношения состоит из трех основных этапов: подготовительные упражнения; постановка (вызывание) звука; закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.
Прежде чем приступить к подготовительным упражнениям, выясните, может ли ребенок произносить звук по подражанию. Например, предварительно дав образец, предложите ему воспроизвести рокот мотора (звук р), шум листьев на дереве или шипение змеи(звук ш) и т.д.
Если вызвать звук по подражанию не удастся, проведите подготовительные упражнения. Они должны быть направлены на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух ( умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), укрепление органов артикуляционного аппарата и уточнение их движений, выработку сильной воздушной струи и т.д.
Чем лучше и четче будет проведена такая подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки. Ее продолжительность зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата, состояния речевого слуха, а также от индивидуальных особенностей развития ребенка и может колебаться от трех занятий до целого ряда занятий в течение нескольких недель.


  К началу страницы

 

 


Весенние каникулы для школьников продлятся 9 дней- с 26 марта по 3 апреля ( включительно)


счетчик посещений